«Развитие органов ЗАГС на территории Уваровского района»

Город Уварово был назван в честь первого поселенца Петра Спиридоновича Уварова. Основано Уварово в 1699 году, сначала это поселение было названо деревней.

Развитие органов ЗАГС на территории Уваровского района неразрывно связано с историей развития самого района.

В 1702 на Кузнечной горе была построена деревянная церковь и часовня, деревня Уварово переименовывается в село Уварово.

В 1779 году по новой административной реформе Уварово относилось к Борисоглебскому уезду Тамбовской губернии.

До Октябрьской революции  регистрацией браков, рождений и смерти занималась только церковь. Впервые такие записи были введены в 1722, когда Петр I установил обязательную регистрацию рождений у православного населения. Метрические книги велись священниками и хранились в церквях и консистории. Метрические книги церквей – это книги записей актов рождения и крещения, бракосочетания и смерти. Они заполнялись тем священником, который венчал, крестил и отпевал прихожан своего прихода. Метрические книги начали вестись в церквях не ранее 1722 года. Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих следующие сведения:

о рождении – дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;

о браке – имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;

о смерти – имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй – оставался в церкви. Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 года, затем регистрация актов гражданского состояния была передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти.

Когда Уваровский район относился к Борисоглебскому уезду, на его территории строились церкви, которые и занимались метрическими записями.

XIX век подарил Тамбовскому краю множество разнообразных произведений церковного зодчества, которые и сегодня привлекают внимание своей неординарностью. Среди них храм в честь Воскресения Христова, заложенный в 1843 году в селе Старая Ольшанка. Церковь каменная, теплая, заложена в 1843 году, построена в 1860г. на средства вдовы генерал-майора Веры Воейковой. В приходе д.Лебяжье и 77 дворов, д. м.п. 280, ж.п.281. Имеются метрические книги с 1801 года. Церковь в Красном Знамени (Старой Ольшанке) была основана по проекту архитектора К.А.Молдавского. Здание стоит на дубовых сваях которым грозит разрушение так как раньше они находились в воде, уровень которой поддерживался плотиной.

Усадьба потомственных дворян Воейковых «Ольшанка» была расположена на северо-востоке, в18 километрахот Уварова.

В имении был богатый парк с тремя прудами, обнесенный земляным валом. Барский дом стоял на поляне в окружении дубов, лип, берез и сосен, недалеко от быстрой речки Шибряйки; за границами парка располагались конюшни. В последние годы жизни Алексея Васильевича тревожили старые раны. В 1825 году, после его смерти, усадебное хозяйство перешло в руки Воейковой Веры Николаевны.

В 1843 году дочь Воейковых, Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью и детской литературой, вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова. Знакомство с другом Поленовых, портретистом и пейзажистом академиком К.А.Молдавским, видимо, и привело Веру Николаевну к решению исполнить обоюдную с покойным мужем волю – построить в Ольшанке (в Красном Знамя) храм. Спроектированная К.А.Молдавским церковь Воскресения Христа Спасителя – в виде массивного шестигранника на глубоком, приподнятом подвале, с двумя симметричными башнями-колокольнями и апсидой была заложена в 1843 году. Строительством, руководил профессор Р.И.Кузьмин. С севера и юга к храму под углом примыкали башни-колокольни с аккуратным шатровым завершением. С восточной стороны вместо привычного алтарного выступа – стена с оконным проемом по вертикали изящными высокими колоннами подчеркивающими стремительное движение ввысь. В декоративном оформлении храма использовалось более 15 форм лекальных кирпичей. На главном фасаде выстроенной церкви находилась памятная стела: «Храм Воскресения Христа Спасителя построен в селе Ольшанка иждивенцем помещицы Веры Николаевны Воейковой, урожденной Львовой, во исполнение обоюдного желания ея и покойного ея мужа генерал-майора Алексея Васильевича Воейкова по плану академика К.А.Молдавского по фасаду профессора Р.И.Кузьмина. Заложен в 1843, окончен в 1860 году».

Строительство длилось 26 лет и завершилось в 1869 году.

Многое в церкве удивляло: и непривычный шестигранный объем, и дымоходы, проложенные в ее подвалах и стенах; и особенно “польский” сосновый паркет: в центре он был занижен по отношению к входу.

Монументальный пятиглавый храм в стиле «Русского историзма» гармонично вписан в окружающий ландшафт. Он бесспорно принадлежит к уникальным памятникам истории и культуры России.

На нашей территории находится также татарское село Энгуразово. Основано  оно предположительно в 1795 году. Село по прежнему административно-территориальному делению относилось к Подгорной волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Оно было основано как д. Енгуразовские Выселки татарами в количестве 20 семей — переселенцами из Темниковского уезда, судя по названию, наверняка из д. Енгуразово. Прежде неподалёку существовала д. Ищейка (Ищеевские Выселки), также как в Темниковском уезде существовала д. Ищейки, неподалёку от упомянутой д. Енгуразово. Ищейка просуществовала до 50-х гг. XX в., когда её последние жители переселились в Энгуразово. Других татарских населённых пунктов в уезде не было.

В 1862г. в 20 дворах проживали 187 жителей, а в д. Ищейка — 28 жителей в 5 дворах. Однако к концу XX в. количество населения значительно возросло. По сведениям Департамента полиции в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии в 1899г. проживало 530 мусульман.

В селе существовала соборная мечеть и мектеб. Первая известная мечеть построена в 1850г. В 1908г. выстроена новая, так как прежняя сгорела. К её приходу относились также и мусульмане д.Ищейка. Имамом с 1868г. был Абдулхаким Хусаинов Бахтеев, 27 октября 1916г. он был переутверждён.

Жители села носят следующие фамилии: Давыдовы, Багдашкины, Белоусовы, Бахтеевы, Ганцовы, Курамшины, Кайбулины, Муртазины, Нагаевы, Ханбековы, Халековы.

В этом селе регистрация актов, до создания органов ЗАГС, как таковая не была предусмотрена. Все события благословлялись муллой. Так, например, обряд вступления в брак проходил на дому. Жених вместе со своими друзьями становился перед муллой и мулла читал «никях», это молитва благословения молодых на супружескую жизнь. Перед ним на столе сояли два стакана с водой, накрытые салфеткой, после вода считалась святой. Затем жених с невестой пили, умывались этой водой и обменивались стаканами. Наряды, которые  были на них одеты в этот день, считались талисманами, семейной реликвией. После проведения обряда происходило обязательное чаепитие в присутствии родных и близких.

При рождении ребенка мулла дает имя ребенку в присутствии гостей и называется этот обряд «бал». Он берет младенца на руки, читает молитву и произносит его имя, которое дали ему родители.

После рождения ребёнка, следует дать ему красивое имя, и желательно это сделать на седьмой день после рождения. Желательно называть ребенка именем, указывающим на его принадлежность к рабам Аллаха. Это имена, начинающиеся с Абд (раб), и затем это прибавляется к одному из прекраснейших имён Аллаха.

На седьмой день после рождения ребёнка, следует совершить жертвоприношение, в благодарность Всевышнему Аллаху, за оказание великой милости родителям: дарования им ребёнка. Если новорожденный – мальчик, то в жертву должны быть принесены две овцы, а если это девочка – одна. Жертва должна быть принесена отцом, или близким родственником. Мясо жертвы может быть распределено приготовленным или неприготовленным, но предпочтительнее первое, поскольку в этом больше блага, и это упомянуто многими учёными.

Мальчикам делают обрезание желательно на седьмой день, если совершить обрезание на седьмой день не получилось, то можно это сделать и позже, но до того времени, когда ребёнок станет совершеннолетним.

Развод, как таковой в данных семьях был не принят.

После 1917 года обязанности церкви перешли органам ЗАГС, которые долгое время находились в структуре НКВД и МВД в связи с особой государственной значимостью.

18 декабря 1917 года Советской властью одним из первых был принят «Декрет о гражданском браке, о детях и ведении книг актов  состояния». Для проведения в жизнь принятого Декрета народными комиссарами юстиции и местным самоуправлением того времени издается Инструкция, утвердившая «немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и городских управах» и определившая их основные задачи и цели. Таким образом, день 18 декабря 1917 года стал днем рождения  органов записи актов гражданского состояния России. Общее руководство органами ЗАГС РСФСР осуществлял Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Он разработал организационную структуру ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

23.01.1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства, регистрация и запись браков, рождения и смерти являются обязательными. Все метрические книги были переданы в отделы гражданской регистрации при волостных совдепах. Возник вопрос о дате признания официальности и законности метрических актовых записей и церковных определений о расторжении брака. По Кодексу об актах гражданского состояния законными признавались церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года. Признавались законными все документы о рождениях, смертях и разводах, выданные религиозными или соответствующими им организациями не позднее 31 декабря 1917 года, а также метрические документы (с той же ограничительной датой выдачи) о религиозных браках, совершенных не позднее 20 декабря 1917 года.

В 1920 году отделы (подотделы) ЗАГС были переданы в отделы управления районных совдепов.

Теперь без предварительной регистрации и предъявления выписок из книг актов Гражданского состояния, ведущихся только Подотделом Записей браков, рождений и смертей, воспрещается всем духовным учреждениям совершать соответствующие религиозные обряды, неисполнение сего ведет к неточности в регистрации. С декабря 1928 года, после упразднения волостных совдепов, метрические книги были переданы в созданные районные отделы записей гражданского состояния, где хранились до 1983 года. В 1986 году метрические книги были переданы на хранение в ГАТО.

Отделы ЗАГС вели:

  • книги записей рождений;

  • книги записей смертей;

  • книги записей отсутствующих;

  • книги записей браков;

  • книги записей разводов;

  • книги заявлений о происхождении зачатых детей;

  • книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним

В связи с образованием СССР в 1923 году была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке, действовавший с 01 января 1927 года. Он закрепил и развил революционные преобразования в брачно-семейном законодательстве. 20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел.

27 июня 1936 года было принято Постановление ВЦИК о своевременной регистрации актов рождения и смерти. 29 августа 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

09.01.1938 года произошло введение должностей Зав. Бюро ЗАГС с одновременным упразднением должностей делопроизводителей.

26.02.1938 года на заседании Оргкомитета ВЦИК Советов по Тамбовской области было отмечено совершенно недостаточное руководство и внимание Предгорсоветов, РИК-ов и сельсоветов работе ЗАГСов, нетерпимые условия, в которых работают органы ЗАГС, особенно в сельских Советах. Оргкомитет ВЦИК Советов по Тамбовской области обязал Председателей Горсоветов, РИК-ов и сельсоветов лично проверить условия, обстановку и помещения в которых работают работники органов ЗАГС. Привести помещения, где проводится запись актов в культурный вид и создать сохранность материалов ЗАГС, приобретая денежные ящики для хранения материалов многодетных матерей.

 Председателям сельсоветов было поручено проверить работу секретаря сельсовета в вопросе регистрации актов гражданского состояния, всех несправляющихся с этой работой освободить от работы, а там где нет секретарей сельсоветов немедленно их подобрать.

 Отделы Нархозучета при райисполкомах обязали проводить в сельских Советах через своих участковых инспекторов разъяснительную работу о порядке регистрации актов гражданского состояния, проверку правильности занесения записей и полноты охвата регистрацией населения.

РИК-и были предупреждены об ответственности за своевременное извещение РО ИНВД инструкторов ЗАГСа о сменяемости секретарей сельсоветов, обеспечивая участие инструктора во время приема-сдачи дел секретарями сельсоветов.

Инспекторов РайФО обязали не реже одного раза в два месяца контролировать взимание госпошлин и своевременную их сдачу в кассы сельсоветов и в банк.

Неисчислимые потери в Великой Отечественной войне предопределили принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений и увеличение числа населения страны. 8 сентября 1943 года в дополнение к Кодексу был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, в котором предусматривалась возможность записи усыновленных детей в качестве родных детей.

Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания (узаконения) обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, могли признать его законным.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» была утверждена обязательная регистрация брака.

После войны требовалось коренным образом перестроить работу отделов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД. 8 января 1946 года вышло Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния».

Намечались меры как по улучшению основной деятельности отделов ЗАГС, так и по строительно-хозяйственным проблемам. В 1945-1950 годах в связи с обменом паспортов в отделах ЗАГС резко увеличилось количество дел по восстановлению актовых записей и о перемене.

В 1956 году состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД.

В 1960 году село Уварово преобразовано в рабочий поселок городского типа. Образован поселковый Совет (вместо двух сельсоветов).

26.12.1962 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «О реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся» по производному принципу. На основании этого указа Уваровский район был укрупнен и в его состав вошла территория упраздненного Мучкапского района.

Однако вскоре, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.01.1965 года «Об изменении в административно-территориальном делении Тамбовской области» Тамбовский облисполком произвел разукрупнение районов. Вместо 14 районов Тамбовской области стало 21. В числе восстановленных был Мучкапский район, в состав которого из Уваровского района были переданы сельсоветы: Арбеньевский, Заполатовский, Красно-Кустовский, Кулябовский, Н-Чуевский, Сергиевский, Шапкинский, Чащинский, часть Ч-Двориковского (д.Александровка, п.Земетчино, д.Холуденовка, п.Новоселы, п.Лисицино, д.Андреевка, п. им. Ленина, п.Виноградовка) и рабочий поселок Мучкапский.

В 1966 году Уварово – город районного подчинения.

В 1968 году начинают создаваться комиссии по внедрению в быт советских людей новых гражданских обрядов.

Социалистическая обрядность имела огромное атеистическое значение тогда, когда охватывало все события не только общественной, но и личной жизни человека, которые нуждаются в обрядовом оформлении. В этом плане отдел ЗАГС райисполкома, исполкомы сельских Советов народных депутатов совместно с партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями и вели разностороннюю, индивидуальную работу по развитию пропаганды и внедрению социалистической обрядности в Уваровском районе.

Большую помощь в этом оказывали комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам, созданные при отделе райисполкома и исполкомах сельских Советов народных депутатов, которые объединяли и координировали всех участвующих в этой работе. Всего таких комиссий было 11. В состав, которых входили – учителя, медики, работники культучреждений села. А вообщем-то, к пропаганде и внедрению обрядов на селе была привлечена целая армия энтузиастов сельского населения. Большинство из них коммунисты, депутаты, достойные труженики, чей жизненный опыт давал им полное право выступать в обряде от имени трудового коллектива от лица общественности.

Активно принимали участие в организации и проведении семейных обрядов секретари партийных и комсомольских, профсоюзных организаций совхозов «Луч» т.Бочаров А.Н., Симакин С.Г., «Уваровский» т.Селюгина Т.В., колхозов: «Дзержинского» т.Макарова Н.А., «Память Кирова» Хахин В.А., руководители хозяйств т.Ильин И.Г., Шмыков В.Ф., Тетюхин Н.П.

Создавались условия для молодоженов, т.е. организовывались различные виды услуг для них, образовывались секции и уголки для молодоженов с необходимыми товарами.

18 июня 1982 года – открытие памятника музея им. Рахманинова, где производится торжественная регистрация брака.

От умения ведущих ритуалов проводить торжественные обряды в духе коммунистической идейности, конкретной обстановки гражданского и житейского опыта во многом зависит и успех таких обрядов как:

бракосочетание – в 1986 году процент торжественной регистрации составил 95%, в 1987 году 100%;

Такие мероприятия оказали влияние и на снижение религиозной обрядности в районе:

крещение – в 1986 году составлял 69%, в 1987 году 22%,

венчание – в 1986 году 5%, в 1987 году 1%.

Партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации Уваровского района проявляли неустанную заботу о том, чтобы эта преемственность никогда не прерывалась, чтобы процесс воспитания трудящихся на традициях семейных обрядов рабочего класса постоянно развивался.

Ежегодно комиссия по новым гражданским обрядам проводила конкурс на лучшего ведущего ритуалов: бракосочетание, имянаречение, помолвка, чествование золотых, серебряных юбиляров, встречи 3-4х поколений, праздники молодых семей.

Цель и задачи этих конкурсов – дальнейшее внедрение и совершенствование новой социалистической безрелигиозной обрядности, насыщение народными традициями и обычаями. В 1987 году первые места были присуждены четырем исполкомам сельских Советов народных депутатов – Лучевскому за обряд «помолвка»

Комплексный план отдела ЗАГС, общественных комиссий при исполкомах сельских Советов был направлен на сохранение семьи и сокращение разводов.

Информация взята с сайта отдела ЗАГС администрации Уваровского района