Отдел ЗАГС Тамбовской области

 

ОТДЕЛ ЗАГС ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Из воспоминаний бывшего начальника отдела загс области Кирилловой Е.П.

работала в областном отделе загс с 1969 –по 1983гг.

          «Меня вызвал к себе секретарь облисполкома Копычев Афанасий Никифорович и предложил перейти работать на должность заведующей областным отделом записи актов гражданского состояния. Правда, оклад там был не выше моей прежней работы, но главное, что меня устраивало, - это самостоятельность в действиях и отсутствие ближней опеки.

          В марте 1969 года вопрос о моем переводе на новую работу был окончательно решен.

          Работая в облисполкоме помощником, мне приходилось пользоваться всевозможной специальной литературой, чтобы быть в курсе всех новинок сельскохозяйственного  производства. Теперь же я должна была знать на первых порах основные статьи Кодекса о браке и семьи РСФСР, а всего их 166. Новая должность меня встретила большими трудностями, и первые годы пришлось вести кропотливую работу по их устранению.

          Как известно, после Октябрьской революции 1917 года, церковь была отделена от государства и лишена права регистрации браков, но в каждой Советской республике это процесс проходил в разное время вплоть до 1929 года.

          Регистрацию браков и других актов гражданского состояния брало на себя государство, для чего в каждой области, городе и районе были созданы специальные учреждения – ЗАГСы и назывались они по разному: отделы, группы, бюро и т.д.

          Тамбовский областной отдел ЗАГС находился на 4 этаже здания УВД, ютился в небольшой комнате  и подчинялся управлению. Вместе с заведующим в штат отдела входило 4 человека. Бывший заведующий отделом Иван Васильевич Вавилов, ранее работавший в УВД, скромный и добрый  по своей натуре человек, передавая мне дела, что-то говорил по вопросам текущей работы, но я его слушала не внимательно, так как меня волновали вопросы перспективного развития этого важного государственного участка.

          На второй день моей работы, на прием пришла девушка по национальности немка. Она прибыла из ФРГ и просила зарегистрировать ее брак с юношей, жителем города Тамбова.

          Она была удивлена убожеством обстановки нашего кабинета. Но это еще полбеды. Когда она повернулась на стареньком стуле, на котором сидела, стул развалился, и она упала. От стыда я готова была провалиться сквозь землю. Я несколько раз извинилась пред ней, а после приема посетителей пошла в облисполком к председателю. Выслушав меня, Петр Андреевич, пригласил зав. Общим отделом Тарабарина В.В. и поручил ему вместе с начальником ХОЗО срочно подобрать для отдела ЗАГС комнату в здании облисполкома. Таким образом, в управлении милиции мы находились всего лишь два дня. Нам было выделено две комнаты на третьем этаже здания облисполкома и одна большая комната в полуподвале помещения для архива. Позже мы получили еще две комнаты для архива, в том числе одну более светлую для сотрудников.

          В сельских и поселковых Советах регистрация актов гражданского состояния осуществлялась секретарями исполкомов. Путаница в названии учреждений ЗАГС, как и в других областях, существовала и на Тамбовщине.

          При дальнейшем знакомстве с учреждениями ЗАГСов районов и городов, а их было 33, я пришла в ужас: многие из них ютились в неприспособленных помещениях  для работы, и даже в полуподвальных, часть из них возглавлялась малограмотными людьми: бывшие ассенизаторы, работники ферм, официантки столовых, да и оклады у них совершенно не соответствовали объему работ – от 45 до 60 рублей в месяц.

          В первый же месяц своей работы я столкнулась и с такими трудностями: имеющийся архив с записями актов о рождении, смерти, регистрации браков и расторжения браков находился не в лучшем состоянии и требовал срочной работы по его восстановлению. Книги с записями актов, начиная с 1917 года, велись в журналах, напоминающих амбарные книги, на тонкой бумаге и плохими чернилами, которые быстро выцветали и по ним невозможно было прочитать текст. Такое пренебрежительное отношение к главной ячейке государства – семья, поражало. И это на 50-м году Советской власти! Позже, когда я познакомилась с записями актов о рождении, браков и смерти в церковных книгах, то была приятно удивлена – прекрасная гербовая бумага, каллиграфический подчерк священнослужителей, все записи сделаны тушью или черными чернилами.  Такие записи хранились вечно. К тому же, до образования области (1937год) наши архивы ЗАГС находились в Воронеже и при перевозке их в Тамбов, естественно, часть записей была затеряна, часть  пришла в негодность, поэтому надо было их восстанавливать путем переписки с  сохранившихся первых экземпляров.

          Для проведения  этой кампании, был составлен график восстановления архивов. Заведующие архивом Галина Инькова, позднее Валентина Михайловна Кудрявцева и архивариус Агния Александровна Фомина были прекрасными, добросовестными работниками, однако одним  им осилить восстановление архива было не возможно. Поэтому, согласно графику, для этой работы приглашались заведующие ЗАГС городов и районов области.

          В связи с большим объемом работы в архиве, мы решили трудиться по 11 часов в день – с9 до 18, и с 20 до 23 часов. Началась кропотливая работа по восстановлению этих важных документов, без которых немыслима была дальнейшая деятельность учреждений ЗАГС. Надо было каждую актовую книгу пронумеровать, в конце книги указать количество записей и скрепить печатью, после этого книгу переплести, надписать этикетки и составить алфавиты. Только благодаря алфавитам нам представилась возможность находить актовые записи с момента обращения к нам граждан в течение 3-5 минут. Это же прекрасно...».

Кириллова Е. Исповедь, Тамбов, 2003